Улица Ленина - закрытый участок


Изначально трамвайная линия на вокзал шла по улице Ленина, но потом решили сделать эту улицу троллейбусной. Пути от вокзала до улицы Толмачева были перенесены на Коммунистическую к 1964 году (вместе с реконструкцией путей у вокзала и выхода третьего маршрута на улицу Дзержинского), другой, более длинный участок - от Толмачёва до Куйбышева - в 1969 году.Оставшийся кусок от Куйбышева до Разгуляя также должен был исчезнуть, но к счастью, этого не случилось. Ставший безтрамвайным участок был полностью реконструирован, и от линии теперь не осталось и следа.

Это улица Куйбышева, вид от перекрестка с улицей Ленина. Строительство "заменяющей" линии, примерно 1969 год. Немного дальше здания с куполами линия поворачивает на Коммунистическую. Из всех старинных домов справа сохранился только дальний, за которым видны деревья. Остальным советские "архитекторы" уготовили участь быть замененными громадой Дома Политпросвещения, ныне культурно-делового центра (фото Ю.Д. Заматова).

После угла Куйбышева улица Ленина проходит 3 квартала по эспланаде. Трудно поверить, что здесь были деревянные дома и трамваи. Перекресток-развязка с улицей Попова. Слева - "Дом Советов", за которым трамваи снова возвращаются на улицу Ленина, вдали - высотное здание у трамвайной остановки "ЦУМ" (1986, фото из календаря).

Эспланада заканчивается на углу улицы Крисанова. Вид от Крисанова к вокзалу. Старая застройка заменяется на новую, но трамваи еще бегают (фото из путеводителя 1964 года).

Улица Ленина, угол Плеханова, здание больницы (1950-е или 1960-е гг.). Трамвай идет в сторону вокзала. Видно, что опоры контактной сети стоят в центре улицы, хоть линия и на совмещенке. В принципе, изначально так было на всем протяжении улицы Ленина (фото А. Волкова).

Квартал между Плеханова и Толмачева (на углу этой улицы стоит 4-5 этажное "сталинское" здание общежития). На Толмачева отворачивали трамваи третьего маршрута, а потом, когда закрыли участок от Толмачева до вокзала Пермь-2, и все остальные. На заднем плане возвышается мансарда старого корпуса Университета. Белеющего длинного здания за подъемным краном, как и деревянных домов, сейчас нет (фото Ю.Д. Заматова, 1960-62).

Этот же квартал, но вид от вокзала, всего через несколько лет. Уже построены хрущевки на месте деревянных домов, а на переднем плане перекресток с улицей Толмачева. Виден поворот трамвайной линии на эту улицу; однако, прямо к вокзалу по улице Ленина трамваи уже не ходят (фото из путеводителя 1964 года).

Улица Ленина заканчивается на площади Гайдара, от которой до привокзальной площади около пятисот метров. Вместо трамваев идут троллейбусы 7 маршрута, а на переднем плане стелла, воздвигнутая в 1973 году к 250-летию Перми. Вдали просматривается и Дом Советов (фото из книги 1976 года).

Кольцо у вокзала первоначально располагалось в центре привокзальной площади, которая зажата между железнодорожными насыпями Транссиба (на ней товарный состав) и Горнозаводского направления (с неё ведется съемка, фото из буклета, посвященного 70-летию трамвая). Сам вокзал должен быть справа. На фото показано строительство кольца (ок. 1930). Дорога, проходящая сквозь кольцо, это и есть продолжение улицы Ленина. В 1949 г. рельсы на площади у вокзала и кольцо были переложены на обособленное полотно, а потом и вовсе были перемещены к горнозаводской насыпи.

ГЛАВНАЯ


Фотографии Ю.Д Заматова предоставила О.Ю. Заматова, сканировал А.Болилый.

© 2000-2004 Vovchik K: автор текстов, схем и фотографий (кроме явно указанных), разработчик страницы.

Hosted by uCoz