Скоростной трамвай в Закамск


Город Пермь вытянут вдоль реки Камы примерно на 40 километров, отдельные "куски" города достаточно некомпактно расположены на обоих её берегах. Электротранспорт есть только в районе, условно обозначенном на схеме как Центр. Именно эту, весьма значительную и самую многонаселенную часть Перми, жители окраин называют "город". А такие районы, как Закамск, или, например, Гайва, всегда были "оторваны" от цивилизации.

На этой страничке сайта речь пойдет о Закамске - крупном, но обособленном районе, сложившемся около нескольких крупных промышленных предприятий. Трамваи в свое время пересекали Каму, но до Закамска их линия не была доведена, как планировалось. Сейчас почти все перевозки, как местные, так и в центр, осуществляются автобусами, которые в час "пик" сильно перегружены. Трамвайная линия помогла бы решить транспортную проблему.

Здесь предлагается проект линии (см. схему), соединяющей конечную 3-го трамвая "Красный Октябрь" с Закамском через строящийся 6-полосный мост через р. Каму. При этом в Закамске линия использует существующую двухпутную железнодорожную ветку, идущую вдоль всего Закамска до соединения с магистральной линией.

Новая трамвайная линия состоит из нескольких частей:

1). Красный Октябрь - микрорайон Заостровка. Обычная линия трамвая, которую везде можно проложить на обособленном полотне, таким образом, трамваи не будут мешать автомобилям. На линии 1-2 промежуточных остановки.

2). Заостровка - мост - ж/д станция Промучасток. Скоростная линия с 1 станцией, проходящая по практически незастроенной территории. От Заостровки до моста на схеме показана прямой, в реальности, возможны "искривления". Пересечения с дорогами можно свести к минимуму и сделать на разных уровнях (тоннель под насыпью трамвая), или со шлагбаумом. Для пешеходов - мостики через линию.

3). Станция Промучасток - ул. Ушакова - до соединения в ж/д веткой. "Полускоростная" линия с двумя станциями, везде на обособленном полотне. После Промучастка переезд через улицу возможен в виде тоннеля под дорогой (иначе - светофор, включающий красный свет машинам). Так же на линии в районе улицы Ушакова придется сделать 2-3 пересечения в одном уровне с небольшими переулками (отсюда и "полускоростной" режим). Здесь трассу надо вести по улице Ушакова, а не по железнодорожной линии, потому что к линии примыкают только кварталы частного сектора, а к улице Ушакова - с одной стороны частные дома, с другой - многоэтажки. Улица Ушакова здесь широкая. От улицы через лес трамвайная линия выходит к железной дороге.

4). Железнодорожная ветка - конечная станция "ул. Гальперина". Скоростной участок трамвайной линии с 4 промежуточными станциями. Сама ветка не элетрифицирована, на ней есть небольшое грузовое движение от заводов (которое сохранится и при пуске трамвая), а также к ней примыкают еще несколько однопуток. На рассматриваемом участке ветка проходит вдоль кварталов многоэтажных домов, поэтому пассажиропоток гарантирован. Жителям многих домов будет удобнее идти к ветке, чем к единственным "транспортным" улицам Закамска - Маршала Рыбалко и Ласьвинской. Линия железной дороги обособлена, единственный переезд - через улицу Ласьвинскую, сейчас оборудованный шлагбаумом, можно или оставить, как есть, или сделать в разных уровнях (дорога под веткой). Для пешеходов вдоль линии можно построить мостики. Конечная "улица Гальперина" расположена у крупнейшего предприятия района - НПО имени Кирова.

Всего новая линия будет длиной около 18 километров. По ней можно продлить из города 3-й трамвайный маршрут (ул. Горького - Красный Октябрь). От Заостровки до центра маршрут будет не скоростным, а обычным. Существующая линия третьего трамвая расположена, по большей части, на обособленном полотне, поэтому можно принять ряд мер по ускорению движения, хотя бы по улицам Трамвайной и Дзержинского (например, уменьшив количество остановок). Трамваи смогут преодолевать расстояние от ул. Горького до ул. Гальперина меньше, чем за час. Также необходим маршрут (назовем его 15), идущий в район центрального рынка (возможно, через на кольцо у вокзала), для 15-го строится разворотное кольцо на площади у рынка. Этот маршрут может также выходить на "центральную" линию скоростного трамвая, если она будет построена. Интервал 3 и 15 маршрутов - по 10 минут, таким образом, общий интервал на Закамской линии составит 5 минут. При этом в час пик возможны укороченные рейсы Гальперина - Промучасток, Гальперина - Пермь-2. При 5-минутном интервале на оба, примерно 25-километровых (если 15 до рынка) маршрута понадобится около 20-25 трамваев (сочлененных или сцепок). Вагоны разместить в депо "Красный Октябрь".

Выгоды, которые получим от линии:

1). Скоростное пассажироемкое сообщение между центром и Закамском (быстрее автобусов, у которых больше остановок).

2). Образование абсолютно новой пассажирской транспортной линии, не дублирующей существующие.

3). При строительстве других скоростных трамвайных линий или все-таки метро (хотя метро у нас решили не строить), закамский трамвай интегрируется в общую скоростную систему. В случае метро - удобная пересадка с трамвая в районе Заостровки (линию метро, если и начнут строить, то именно там).

4). Возможное дальнейшее развитие трамвая в Закамске - линия по Ласьвинской улице в поселок Новый Крым (скоростная), линия вдоль улицы Маршала Рыбалко (обычная) - для замены части автобусных маршрутов.

Что нужно сделать для организации маршрута:

1). Уладить межведомственные барьеры, чтобы было возможным трамвайное использование железнодорожной ветки. Электрификация ветки, организация движения поездов таким образом, чтобы трамваи не простаивали перед семафором, пропуская их.

2). Реконструкция пути - ремонт полотна, организация съездов с пути на путь, чтобы можно было объехать заблокированный по какой-либо причине участок линии. Съезды устроить не только на ж/д ветке, а вдоль всей трассы, в том числе и в центре города, где нередки задержки трамваев. Также, немного реконструировать улицу Ленина (в центре), с целью оптимизации размещения остановок, и максимального устранения помех от автотранспорта (от этого выиграет не только 3-й, а все остальные маршруты, проходящие там). В районе станции Промучасток сделать площадку для отстоя вагонов; когда линия будет действовать, то здесь и на кольце Гальперина организовать дежурство спецвагонов.

3).Освободить место для вагонов скоростного трамвая в депо Красный октябрь за счет перевода части вагонов (маршрутов 1, 7, 8) на территорию бывшего ВРЗ.

ГЛАВНАЯ | Развитие трамвая в центре


© 2000-2004 Vovchik K: автор текстов, схем и фотографий (кроме явно указанных), разработчик страницы.

Hosted by uCoz