Краткая история трамвая |
|
Трамвайный поезд КТМ+КТП-2 на улице Труда (теперь - ул. Ленина), на углу с ул. Карла Маркса, 1968 год. |
Трамвай стал первым городским электрическим транспортом. Появление его в
Ижевске, небольшом тогда еще городке, стало важным событием в его жизни.
Восьмого ноября 1935 года по улочкам Ижевска пробежали первые деревянные
вагоны. Первый маршрут длиною 5 километров связал Воткинскую железнодорожную
линию (вокзал) с Вятским переулком (ныне улица Кирова, а точнее ее исток - парк им. Кирова).
По однопутной дороге курсировали 5 трамвайчиков, которые, в основном,
не пустовали. С самого начала существования трамвай завоевал популярность у
ижевчан. Однако, при всем при этом, трамвайное сообщение в первые годы своего
пребывания в этих краях не получило какого-либо развития. Это касалось не только
новых линий, но и производственных помещений: стационарного здания депо не было
- вагоны ремонтировались в деревянном бараке, а осматривались на открытых канавах.
Положение изменилось после войны. Строились новые линии , появилось долгожданное
помещение депо. Если быть более точным, то построено оно
было в 1943 году и представляет из себя двухэтажное кирпичное здание, к
которому в прошлом году (2002) организовали пристрой. Ныне это депо №1.
В 1966 году произошла, можно сказать, маленькая революция -
в Ижевск начали поступать чехословацкие "Татры", некоторые из которых до
сих пор усердно трудятся на линии: к примеру, поколение шестидесятых представлено
в современном трамвайном парке Ижевска вагоном 2213...
В 1982 годуоткрыто движение скоростного трамвая
по верховьям ул. Ленина и Автозаводской. Маршруты, пущенные по новой ветке
получили порядковые номера 10, 11, 12. Сама же линия отходила от действующей
трассы 5 и 8 м-тов в районе пересечения Халтурина и Ленина. Так же, как и в 35
году, трамвай в новом спальном районе быстро заслужил популярность.
В 1991 году на Ижевск и трамвай в частности напала стихия, актуальная в настоящий
момент для многих российских регионов - наводнение. Для трамвая она была
болезненной не только потому, что затрагивала важный район вокзала, но и потому,
что оно непосредственно затронуло первое трамвайное депо. Иж разлился в тот год
широко: в районе улицы Пойма (обратите внимание на название улицы) и начала
К. Маркса вода достигала 1 метра, немного может быть по сравнению со случиями на
юге Россиии или Якутии, но для Ижевска это было ЧП высшего разряда.
Депо, находящееся вблизи русла реки, пострадало изрядно: затопленные смотровые ямы,
испорченная электропроводка, грязь - все это надолго вывело из строя старое депо.
Трамваи в это время дневали и ночевали во втором депо, что находится на пригорке,
на кольцах, благо вандализм тогда был еще не в моде.
|